В поэме «Мцыри» Лермонтов использует многообразные изобразительные средства, что помогает ему показать богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.
Поэма написана 4-стопным ямбом с мужскими окончаниями, который, по словам Белинского, «…звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимой силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы.» Смежные мужские рифмы, четко и твердое звучание фраз укрепляют энергичную мужественную тональность произведения.
Самым употребительным средством художественной выразительности является СРАВНЕНИЕ. Сравнения подчеркивают эмоциональность Мцыри (как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник). Сравнения отражают мечтательность натуры юноши (я видел горные хребты, причудливые, как мечты..) С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетаясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей (Я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей).
В этих сравнения – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри.
МЕТАФОРИЧЕСКИК ЭПИТЕТЫ передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв (пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира (снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул; сонные цветы).
МЕТАФОРЫ передаю напряженность, гиперболичность переживаний Мцыри, эмоциональное восприятие мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств (бой закипел; судьба… смеялась надо мной! я тайный замысел ласкал).
С помощью РАЗВЕРНУТЫХ ОЛИЦЕТВОРЕНИЙ передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи. Она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (там, где, сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры..)
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ, ВОСКЛИЦАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ также являются средством выражения сильных душевных переживаний. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают поэтической речи взволнованность и страстность (дитя моё, останься здесь со мной; о милый мой не утаю, что я тебя люблю).
Созданию лиризма способствует АНАФРОРА (единоначатие). Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.
Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли…
Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких бешеных коней…
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!..
Если ответ по предмету Литература отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.