Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская... ”рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Этатема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновениеобъясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашнимтираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимыхженщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ейсчастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а черезгод умерла его сестра.. .
Тема материнства звучит в такихстихотворениях Некрасова, как “Родина”, “Внимая ужасам войны... ”,“Орина, мать солдатская”, “Мать”; теме страдания женщины посвященыстихотворения “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице тёмной...”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.
СтихотворениеНекрасова “В полном разгаре страда деревенская... ” названо по первойстрочке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку,женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры вдеревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (такмного, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – дляних сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственнуюболь, мучение) ; одновременно для автора женщина, возможно,ассоциируется вообще с женским началом в природе.
Стихотворениесюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление) , и в первойстрочке автор показывает место и время действия. В следующих несколькихстроках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русскойженщины, причём делает это в очень пафосной манере: “...всевыносящегорусского племени многострадальная мать! ” Лексика, присущая высокомустилю, длинные слова со звуками “с” и “щ”, ударение на последнем,ключевом слове “мать” создают впечатление поэтического взлёта.
Заним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, непривлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущейвнешней силы, переданное в предыдущих строках (“всевыносящего”,“многострадальная”), напряжение сохраняются: “зной нестерпимый”, “солнценещадно палит”.
Далее автор переходит от собирательного образамногострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь изсил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столбнасекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется этоокружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”. Само звучаниеэтих слов действует подавляюще.
Вся следующая сцена – как,порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит кзаплакавшему ребёнку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких ипафосных мы видим такие просторечные слова, как “баба”, “косуля”,“ноженька”. Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясьиз сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данномслучае, в такую жару лежит “у соседней полосыньки”, не однаждывстречается в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить песню “Солёная”из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этомстихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные... ”).
И каковаже реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? “Что же ты встала надним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливаямать!.. ” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливымрусским народом. Вместо “бедной бабы” вновь появляется “мать”, ипоследние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётомс ударением на последнем, ключевом слове “мать”. В этих строкахкрестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русскогонарода (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова) .
Впоследних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимаетсякак вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана,затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образрусской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой “канут... всё равно”.
Если ответ по предмету Литература отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.